среда, 1 апреля 2015 г.

Научите меня воспитывать детей!

   Странно такое слышать от многодетной мамы, но вот такой вопрос имеет место быть.. Потерялась я в советах и рекомендациях, что хорошо, что плохо, что правильно, что не правильно...
   Задача - вырастить свободномыслящих, увлеченных, незаштампованных, развитых, счастливых людей, на деле - а мы сами такие?! кто знает? Борешься со своими страхами и комплексами, стараешься разумно тратить время, чтобы успевать наслаждаться, вдыхать, не погружаться в суету, а размеренно и уверенно шагать, ставить точные цели, крупные, ценить ежедневные мелочи, просто жить и делать полезные дела, добрые, вечные. Получается?
   Во мне сидит уверенность, что родители очень правильно заложили в нас с братом понятия о добре и зле. Любое событие, действие, поступок, можно оценить двояко, найти долю хорошего и долю плохого, но есть масса вещей, которые я точно не осмелюсь сделать, просто потому, что внутри сидит маленький контролер, совесть не позволит иными словами.
   Некоторые явления лежат немного в другой плоскости, это не хорошо и не плохо, это просто так. Как объяснить детям грань дозволенного? Мы со своими детьми постоянно общаемся на разные темы, объясняем как надо, как не надо, и в какой-то момент мне стало казаться, что слишком много запретов, слишком много "нельзя", слишком правильных детей растим, частое "нельзя" порождает сомнения. С другой стороны, по секрету (всему свету), наблюдаю в обществе массовый детоцентризм - детям можно ВСЁ. К ребятам заходит в гости мальчик, раздевается быстрее наших и без слов летит в детскую комнату, хватает все, что видит, можно/нельзя его не интересует, он привык, что все можно, весь мир для него одного. Это нормально? Возможно, в будущем, такой взрослый человек не будет бояться, будет просто брать то, что ему нужно, и успешно добиваться своих целей. Но, так же возможно, что способы такого человека будут не совсем морально этическими, своего то он добьется, но какой ценой и за чей счет. Или это не важно?
   Научите как правильно!
   Или например, я за то, чтобы ребенок всегда был занят - секции, занятия, школа, уроки, перебрали несколько вариантов, оставили по два направления на ребенка (что кому более интересно), ходим, обучаемся. Времени свободного конечно совсем мало, в будни это буквально 1,5-2 часа, и в некоторые дни у нас домашние занятия с каждым по чтению (один просто читает, второго учу читать). Пока ощущения, что перегружаем нет! В ритм все втянулись, свои задачи знают, с удовольствием посещают все секции, иногда правда кто-нибудь ноет, что мол устал, но это больше картинное. Слышу - лишаете ребенка детства! Зачем это все, в детском саду достаточно занимаются! А я вот считаю - не достаточно. Я слишком люблю своих детей, чтобы жалеть в том, что касается труда. Где тут правда? Но в свою пользу могу сказать, что занятия уже приносят положительные плоды, не только мы видим изменения, как родители, но и сами дети чувствуют свои успехи, понемногу-понемногу то там - то там, самооценка укрепляется.
   Я, конечно, такая мама странная, мне хочется участвовать в жизни детей, но как-то незаметно, хочется, чтобы они сами принимали решение, сами формулировали свои желания, хотели чего-то своего, были самодостаточны. По личным наблюдениям, глубокие думающие люди получаются тогда, когда в детстве они переживают какие-то сложности, и психологически справляются с ними. Иными словами, как раз те, кто растет "как трава", сами по себе, чаще оказываются незаштампованными, с ясной головой. Наши дети, все же, растут под контролем. Насколько возможно сохранить баланс, пытаемся это делать, где нужно дать время, подумать самим, даем, не позволяем быть оторванными от реальности, где не все люди - ангелы, но и не пускаем на самотек. Кто скажет, получается или нет? Правильно так или надо иначе?
   Вообще у меня намечается нездоровая тенденция - раньше я знала ответы на все вопросы и все было очень понятно, а с возрастом как-то все больше вопросов... Очень много обмана вокруг, сложно отфильтровывать, и в глобальном и в мелочах.
   Пока все мои размышления сводятся только к одному - будь счастливым, делай что хочешь, чтобы не во вред кому-либо и всё! Живи, дыши, твори, верь, люби, играй, не бойся, учись! Все остальное не имеет никакого значения.. Поэтому когда люди говорят о порядке в доме, о чистоте в шкафу, о правильности приготовления пищи, о вымытой посуде и прочем подобном бытовом, я думаю, что это все конечно имеет практический смысл, но в глобальном - не имеет никакого значения!
   Написала - и вроде бы о важном, и вроде бы ни о чем, ну... мыслям нужен выход))

19 комментариев:

  1. Я конечно тут никакой вообще советник, но было интересно и приятно почитать, приятно, потому что здорово, когда мамы задумываются, рассуждают, сомневаются, ответственно подходят к такому делу. Все наверное задумываются, но со стороны кажется, что не все:) Удачи, Таня, думаю, всё у тебя ок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маш, спасибо за участие! Вот так посмотришь на улицы, в саду - не все задумываются, посмотришь в интернете - многие)) Общество у нас тут занято другими проблемами к сожалению...

      Удалить
  2. Я знаю одну и очень важную истину - наши дети должны быть здоровы и счастливы! А как этого добиться - путь для всех разный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, Наташ, полностью согласна!

      Удалить
  3. читаю и будто я писала......а я вотбоялась громко всё озвучить...как-то не получается у меня сказать.....

    ая успокаиваю себя тем , что - мне не стыдно зайти в гости, в магазин, в школу. сад..........они знают что нельзя и что можно....

    слова - лишаешь детства - это прям из моей жизни...больно до слёз временами....НО я их разносторонне развиваю!!!!

    будь счастливым, делай что хочешь, чтобы не во вред кому-либо и всё! Живи, дыши, твори, верь, люби, играй, не бойся, учись! - верные слова которые и себе пожелаю........
    Удачи и поменьше смотреть на других!!! Наши дети наше отражение- если нам плохо живётся то и их жизнь лучше не будет...это не о материальных а о духовных ценностях!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот я иной раз думаю, то ли детей надо развивать, то ли самим работать над собой, а дети будут подтягиваться! Одно другому, кстати, совсем не мешает, хорошо, когда все параллельно!) Спасибо за понимание, Алёна!

      Удалить
  4. Мне кажется, что в детях всё уже заложено. Можно как-то направить, но глобально что-то поменять невозможно. Главное, чтобы они чувствовали, что мама с папой настоящие, а не играют в "правильных". Если ваши слова не расходятся с делом, то это лучшее, что может быть.

    Главное - научить детей делать выбор самим. Вижу по своему племяннику, что это самое тяжелое, если родители (и бабушки с дедушками) всё решают за тебя, контролируют уроки, выбирают кружки и прочее, то ты потом сам не знаешь, чего хочешь.

    Пусть занимаются, пусть читают, учатся, но нужно, чтобы это всё шло от них самих, а вы уже просто помогали по мере надобности.

    И да, хорошо давать советы, когда у тебя самой нет детей. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надь, вот 100%! Хорошие гены - самая важная вещь, никакое воспитание не изменит то, что заложено генетически, хоть головой бейся. Но вот избалованность - это извне, сами детям прививаем, потом сами родители и страдают...

      Удалить
  5. Когда я ждала ребенка, мне коллега подарила серию книг Маруси Светловой о воспитании по-новому, об искусстве быть родителем, частье быть женщиной и т.д. Книги так и называются "Воспитание по-новому", "Искусство быть родителем". Очень помогает, периодически перечитываю и муж тоже. Еще проблема бабушки дедушки, которые живут с нами и подрывают родительский авторитет своими нравоучениями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бабушки - это да! То бабайками пугают, потом дети спать спокойно не могут, то гиперопека.. Я влюблена в Гиппенрейтер Ю.Б., ТАК здорово пишет, каждая строчка пропитана любовью к детям, очень нравится! Недавно наткнулась на Суркову Ларису, тоже психолог, мама 4 детей, последовательница Гиппенрейтер, тоже очень хорошие отзывы, сама не читала еще.

      Удалить
  6. А мне кажется, что в вопросах воспитания детей не бывает "правильно" и "неправильно"... Делаете так, как считаете нужным-должным и все!!!
    Тань, это ваши дети и только вы в данном конкретном случае знаете, как правильно в отношении каждого вашего ребенка...
    Про "лишаете детства" - по мне так это все "разговоры в пользу бедных" или хорошая отговорка для тех, кому лень оторвать пятую точку и куда-нибудь отвести дитятку своего окромя садика... Ребенок целыми днями смотрит мультики (и это в лучшем случае) - это полноценное детство?
    А вообще, мне кажется, такие думающие-размышляющие родители - и есть залог успешного развития деток!
    Счастья вашей семье!!! И спасибо за размышления вслух...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юль, спасибо, что настолько поняла меня! Своим постом я сказала именно это - никто не может сказать как правильно и что именно нужно делать, чтобы вырастить здорового во всех смыслах ребенка. Знакомая сказала и мне очень понравилось - делай, что должен и будь, что будет! (известная фраза по-моему) Ничего не делать я не могу...

      Удалить
  7. Таня, а мне кажется, что воспитать незаштампованных развитых детей могут только незаштамптванные развитые родители. Хотя бывают и исключения. Я сама часто думаю, как не передать Мии все свои заковырки. Я ведь сама крайне заштампованна, постоянно над собой работаю.
    Еще мне кажется важно научить ребенка самодостаточности и умению заботиться о других. И важно слышать ребенка. А еще мне кажется, в семьях, где много детей, родители склонны перекладывать часть своих забот на старших, вот это, по-моему, лишает ребенка детства. Когда тебе в 11-12 лет нужно начистить картошки на ужин для всей семьи. Вроде и полезно прививать навыки такие, и опять же это забота о других, помощь маме, но все равно...
    Мне кажется, судя по тому, что ты написала, вы на верном пути)

    ОтветитьУдалить
  8. Ксюш, согласна полностью, только вот мы все в разной степени заштампованные (или большинство), тоже борюсь с этим... Мне кажется, ясному взгляду на мир способствуют путешествия в разные культуры, или общение с людьми разных менталитетов.
    Я вот против, когда в семье между детьми большая разница, и старший следит за младшим, это задача родителей, а вот в бытовых заботах наоборот, думаю, что у каждого должны быть свои обязанности по дому. Только у каждого, а не только у старшего, посильная домашняя работа, потому что если человек не знает как оно, трудиться, он и труд других людей ценить не научится.
    Будем стараться, спасибо))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Таня, ты более точно мои мысли выразила) именно посильные домашние обязанности я и имела ввиду)
      а про зашоренность... тоже согласна. Мне просто кажется, что с ребенком не надо претворяться и требовать от него того, чего сам не делаешь. Ну это как знаешь, требовать, чтобы он читал, а самому при этом не брать книгу в руки.

      Удалить
    2. Согласна, Ксюш! Будет делать не так как говорим, а как делаем.

      Удалить
  9. Про вседозволенность детей я согласна с вами. Это, конечно, перебор и совершенно отвратительно. И неприятно с этим сталкиваться.
    Для самих детей, которых так воспитывают, это вредно и разрушительно. Только вот осознается это все в будущем...и то не факт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ооочень неприятно! И не знаешь как реагировать, вроде бы гость, но не позволять же брать с полок и ломать игрушки-конструкторы, которые бережешь как зеницу ока, а родители молчат..

      Удалить
    2. Неприятно ведь когда родители, глядя на такое молчат, как будто это норма! Меня это прямо бесит!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...